Форум » :Serial chronicles: » Хаус и Лайтман, как два метода изучения лжи » Ответить

Хаус и Лайтман, как два метода изучения лжи

Милое Существо: Хаус и Лайтман, как два метода изучения лжи Новый сериал «Lie to me», название которого переводят как «Теория лжи», практически сразу окрестили как «клон Хауса», и можно понять отчего. Судите сами: главный герой доктор, у него есть своя команда, он небрит и занимается тем, что выясняет кто и в чём именно врёт. Знаменитый теперь тезис «все лгут» поставлен в центр и раскрывается максимально полно. Однако сходство, если оно и есть, по большому счёту поверхностно. И доктора Лайтмана и доктора Хауса объединяет разве что небритость, характерная для половины мужского населения планеты, тема «все лгут», раскрытая в половине детективных сериалов, и то обстоятельство, что и Хью Лори и Тим Рот — блестящие актёры. Как вы догадываетесь, блестящих актёров тоже не всего двое на свете. Хотя конечно, может быть и меньше, чем хотелось бы искушенному киноману. Думается, что если бы сериал «Теория лжи» вышел не сейчас, а через пару лет после закрытия «Хауса», то сравнивали бы первое со вторым гораздо меньше. Тем не менее сравнение обоих сериалов имеет некоторый смысл. Они похожи внешне, но в сущности своей один дополняет другой. Хаус за небольшим исключением не может понять, когда и в чём ему лгут. Он просто предполагает, что ему все и во всём лгут. Работа же, которой он занимается, позволяет видеть людей у последней черты, у той черты, где лгать уже нет возможности, иногда возможности просто физиологической — болезнь неопровержимо свидетельствует. Хаус просто внимательно наблюдает, как сюжет протекания болезни выдаёт ему все тайны — в этом состоит его метод изучения лжи. Метод без сомнения действенный, в высший мере эффективный и позволяющий вскрыть самый глубокий нарыв, увидеть самых пыльных скелетов, запрятанных в самых дальних шкафах. В том числе и из-за этого люди и любят сериал: каждый эпизод, как жизненный урок, каждый эпизод, как история о комплексах и пороках, проникших везде и в каждого. И весь сериал — как сатира на американское общество. Вот образцовая семейная пара, вот идеальная супермама, вот молодой проповедник, вот звезда популярного телесериала, вот храбрая раковая девочка — это то, что может увидеть каждый. Хаус может увидеть, что один из супругов травит другого, что супермама одновременно лечится от бесплодия и принимает противозачаточное, что у молодого «святого» герпес и опухоли в мозгу, что звезда сериала неуверенное в себе ничтожество, а раковая девочка… впрочем раковая девочка и в самом деле храбрая. Хаус может увидеть всё это и показать нам. Но его метод имеет серьёзное ограничение. В отличии от Хауса далеко не все из нас гениальные врачи, имеющие дело с людьми в тяжелой болезни, далеко не все мы возглавляем отдельное подразделение, имеем возможность заниматься только интересными делами и далеко не всегда окружающие готовы терпеть наши выходки. Обыкновенно люди всё же имеют дело друг с другом безотносительно собственных болезней и вне стен госпиталей. К сожалению или к счастью, метод, который демонстрирует Хаус, на практике в большинстве случаев невоспроизводим. Из сериала можно узнать только о том, что вот так бывает в принципе, что у каждого, даже самого блестящего из блестящих, успешного из успешных — у каждого за душой чёрная тень, и часто тем чернее, чем больше лоска и блеска. Благодаря сериалу можно научиться быть внимательней, скептичнее, можно выучить массу медицинский терминов и остроумных фраз, но как самостоятельно, в каждом конкретном случае, распознать ложь сериал не рассказывает. Не знаю, рассуждали ли так или подобным образом авторы «Lie to me», но этот сериал строится вокруг именно тех практических и конкретных рекомендаций, которых почти нет в «House M.D.», и те люди, что придумали перевести название как «Теория лжи» оказались близки к центральной идее при отдалённости от значения буквального. Доктор Лайтман, главный герой сериала в, профессионально занимается изучением лжи, у него степень по этой теме и специальное агентство, в которое обращаются по специальным делам, когда нужно проверить подозрение во лжи. У доктора Лайтмана есть теория по поводу неосозноваемых мимических движений, которые всегда выдают ложь лучше и точнее любого детектора лжи. Применение этой теории на практике и составляет основную тему сериала. Герой Тима Рота садиться напротив подозреваемого и смотрит, как он говорит, камера даёт крупный план складывающихся губ, движущихся глаз, морщин на лбу, потом возвращается в свой офис в большой затемнённой комнате на огромном экране во всю стену прокручивает запись состоявшейся беседы, ставит на паузу и подпрыгивая показывает области лица, которые несомненно выдают подозреваемого, после чего в подтверждение даётся пара кадров с Папой Римским, президентом США или королевой Британии, на которых запечатлена ровно та же самая гримаса, что и у подозреваемого, потому как выражения эмоций универсальны. В этом состоит его метод: он знает мимические движения лица и ищет их. А для практикования этого метода не нужно быть гениальным врачом, не нужно возглавлять отделение в госпитале, достаточно просто знать мимику человеческого лица и уметь её подмечать. Сериал будут смотреть из-за этого. Поклонники выучат мелкие мимические детали, как поклонники Хауса выучили медицинские термины, и будут искать их на лицах знакомых, так же как поклонники Хауса порываются ставить диагнозы. Конечно, есть книги, в которых мимика и жесты подробно описаны хотя бы вот «Психология лжи» Пола Экмана, который послужил прототипом доктора Лайтмана), равно как и для изучения медицины есть учебники. Но они скучны, требуют большой работы и концентрации, сериалы же увлекательны и не требуют ничего кроме смотрения на экран. «Теория лжи» привлекательна не только прекрасным Тимом Ротом, не только сюжетами, которые, насколько можно судить по первым трём эпизодам, сравнительно просты, не малохарактерными героями, но главным образом практикой применения теории лжи. Потому что все лгут и все хотят уметь видеть, когда лгут им. Тут правда есть момент, который нельзя не отметить. «Теория лжи» самим фактом своего существования опровергает универсальность теории лжи. Если бы неосознанная мимика действительно выдавала людей, каждый раз когда они лгут, то никакое актёрство было бы невозможно.

Ответов - 0



полная версия страницы